Главная » Новости » В.Вексельберг судится с Christie's из-за картины-подделки

Дата: 20.07.2010 г.

В.Вексельберг судится с Christie's из-за картины-подделки

Лондонский Высокий суд рассматривает иск к аукционному дому Christie's, от которого требуют вернуть деньги за купленную в 2005 году на аукционе русского искусства картину художника Бориса Кустодиева "Одалиска" (или "Обнаженная в интерьере"), оказавшуюся подделкой; за покупкой стоит российский миллиардер Виктор Вексельберг.
Ранее сообщалось, что в конце 2005 года картина Кустодиева "Одалиска" (1919 год) ушла с молотка к анонимному покупателю за 1 миллион 688 тысяч фунтов стерлингов (2,9 миллиона долларов), что стало мировым аукционным рекордом для картины этого художника. Небольшая по размеру (35х47 см) картина первоначально оценивалась не более чем в 220 тысяч фунтов.
О том, что картина Кустодиева является подделкой, стало известно в 2009 году. Полотно было опубликовано под первым номером в очередном томе выпускаемого под эгидой Росохранкультуры "Каталога подделок произведений живописи". Факт мошенничества был подтверждён тремя авторитетными российскими экспертизами, сделанными специалистами Научно-реставрационного центра имени Грабаря, Русского музея и Третьяковской галереи, причём первое из отрицательных заключений было сделано еще в 2006 году. Было объявлено, что владелец картины, скорее всего, потребует возвращения денег. Однако его имя тогда не было обнародовано.
Покупка картины "Одалиска" была сделана через подконтрольный Вексельбергу фонд "Аврора", и не была публичной сделкой, такой, как покупка им же коллекции пасхальных яиц Фаберже в 2004 году за 110 миллионов долларов.
Аукционные дома обычно оговаривают, что атрибуция картин проводится доступными и принятыми на момент продажи произведения средствами. Как правило, особо пристальное внимание экспертов уделяется картинам авторов, подделки которых встречались в прошлом. Однако Кустодиев никогда не состоял в "группе риска", случаев сколько-нибудь значимого жульничества специалисты не припомнят. Видимо это притупило пять лет назад бдительность экспертов. Тем более, что в 1989 году "Одалиска" Кустодиева уже продавалась, причем на том же Christie's, и никаких претензий не последовало.
Согласно принятым международным правилам, срок ответственности любого аукционного дома за подлинность пущенных с молотка лотов ограничивается пятью годами, то есть в случае с "Одалиской" этот срок истечет в ноябре 2010 года. Вполне возможно, что достоянием гласности факт судебного процесса сейчас стал именно потому, что времени до вынесения решения остаётся всё меньше и меньше. Как сообщила британская газета The Daily Telegraph, в настоящее время "Одалиска" находится в Великобритании, поскольку ответчик потребовал проведения своей экспертизы.
Исход дела чреват для аукционного дома с ежегодными оборотом 5-6 миллиардов долларов не только (и даже не столько) материальными, сколько репутационными потерями. В русском отделении Christie's журналистам неофициально заявили, что удивлены появившимися в британской прессе сообщениями о процессе. По мнению представителей аукционного дома, до решения суда в Великобритании неэтично говорить о факте подделки.
Официальный же комментарий Christie's звучит так: "Мы осведомлены о том, какие заключения были подготовлены для покупателя картины. Мы очень серьёзно относимся ко всем предположениям касательно подлинности той или иной работы, проданной на наших торгах, и очень тщательно проверяем их. Сейчас, после того как картина была нам возвращена, мы проводим все необходимые экспертизы, включая детальный анализ материалов и техники письма".
Подделка под Бориса Кустодиева под названием "Обнаженная в интерьере" ("Одалиска") является хорошей компиляцией, рассказал журналистам эксперт по живописи, искусствовед Владимир Петров, дававший свое заключение на это произведение уже после того, как оно в последний раз сменило владельца.
"Она достаточно хорошо сделана, эта подделка. Когда я увидел её в каталоге Christie's, то даже внимания не обратил - Кустодиев и Кустодиев", - рассказал эксперт.
Он отметил, что и при простом визуальном осмотре подделку определить было нельзя. "Только когда начали смотреть под микроскопом на уровне фактуры и ритмики, нерва вещи, случилась неожиданность", - сказал В.Петров.
В заключении, который он выдал на картину в 2006 году, говорится: "При очевидном общем сходстве композиции ... рисунок, особенности пространственного и цветового построения, фактура (ритмика и кинетика) мазков отличаются от эталонных, обнаруживая более примитивный, лишённый кустодиевского артистизма характер".
По его словам, дальнейшая работа только подтвердила первоначальную догадку, которая неприятно удивила и эксперта, и владельца картины.
"Потом была сверка с известными рисунками и живописными вещами Кустодиева, и это показалось хорошей компиляцией, когда все детали из рисунков и живописи сложены, но чистоты и драгоценности живописной, когда смотришь ритм, как кладутся, например, туфельки, коврики, в этой работе уже нет", - рассказал эксперт.
"Например, вы берёте два пейзажа Поленова, накладываете изображения друг на друга и появляется новый "Поленов" с характерными чертами", - объяснил В.Петров смысл компиляции в живописи.
"Время появления "Обнаженной в интерьере" установить сложно, но это не свежая вещь - примерно 1920-1950-е годы", - отметил эксперт. В.Петров предполагает, что картина могла быть создана эмигрантами, покинувшими Россию после революции 1917 года. "Насколько мне известно, как раз после гражданской войны, в эмиграции, такими вещами занимались", - сказал он. По его словам, несколько лет назад в запасниках пражских музеев ему показывали вещи подобного рода.
Сведения о картине "Обнаженная в интерьере" появились в 5-м томе издаваемого Росохранкультурой каталога "Внимание: возможно, подделка!". Помимо изображения, в каталог включили информацию о картине - в частности, издатели напомнили, что полотно уже продавалось на Christie's в 1989 году и тогда тоже фигурировало в каталогах под авторством Кустодиева. Тогда никаких вопросов о подлинности не возникло и никаких претензий к её подлинности не было. В издании фигурируют и экспертные заключения по картине, сделанные Петровым, Всероссийским научно-реставрационным центром им. Грабаря и Русским музеем - все они опровергают авторство Кустодиева.

Продолжить

Главная Корзина Мой счет Моя галерея Связаться с нами Помощь

© 2007-2011 Art-Holding.ru. Все права защищены

Система электронных платежей
SSL secure transactions
Rambler's Top100 ArtNow - продажа картин Продажа картин Белый каталог Арт сайтов Arts.In.UA