Главная » Статьи » Народная резьба по дереву
Народная резьба по дереву

…Русские выделывают из дерева весьма искусно резные вещи.

Рейтенфельс (1670 г.)

 Русская резьба, как и всякое народное искусство, является, прежде всего, следствием определенного хозяйственного уклада.

Работа резчика-художника невозможна без постоянного  общения с лесным богатством нашей страны. В своё время постоянное соприкосновение с лесным материалом усовершенствовало технические приемы мастера. Из простого плотнического мастерства возникли и развились более сложные отрасли обработки дерева – столярное, резное, токарное дело.

Лес был не только колыбелью всех промыслов по обработке дерева. В нем зародились первые попытки графического воплощения окружающей природы, которые были навеяны его вольностью и тишиной. И конечно, фантастическими образами, связанными с религиозными представлениями

Постепенно расцвела своеобразная, красочная культура с необыкновенным изобилием резных украшений. Эти покрытые резьбой поделки, частью еще сохранившиеся в крестьянском быту, а частью собранные в коллекциях музеев как памятники искусства, поражают взгляд оригинальностью замысла, неожиданным решением задачи, смелостью и непосредственностью технических приемов. Что же касается материала, из которого создавались изделия, то он был крайне разнообразен, потому как выбор лесной породы для работ зависел  от характера и назначения изготовляемого предмета.

 Сосна, например, (в европейской части России более тридцати процентов всей лесной площади занято именно ею) по своей мягкости и прямолинейности очень хорошо поддается обработке: прекрасно строгается, колется и режется. В обработанном виде эта наиболее распространенная порода дерева в России дает чистую и гладкую поверхность, которая одинаково пригодна и для рельефной, и для «облой» (круглой со скульптурным рельефом) резьбы. Почти все древнейшие статуарные изображения Северного края резаны из сосны.

Более удобным материалом для резьбы служат различные лиственные породы: липа, береза, осина, ольха, дуб и клен. К слову, кудрявая береза имеет белую, твердую и упругую древесину. Обычно из нее делают панно, посуду, шкатулки и всякого рода штучные резные и токарные вещи. В европейской части России береза занимает более шестнадцати процентов всей площади леса.

Из лиственных пород наиболее пригодной для резьбы по однородности своих слоев, белизне и мягкости является липа, из которой раньше постоянно делалась вся ажурная и фигурная резьба, начиная от крупных и кончая самыми мелкими поделками (скульптуры, миниатюры, деревянные игрушки).

Ольха, обладающая более твердой древесиной, также используется для резьбы. Она имеет красноватую окраску и хорошо полируется.

Резные изделия из клена очень прочны и передают тончайшие движения резца. Помимо крупных поделок из клена режутся гребни для самопрялок и расчески для льна, клише для печатания иллюстраций и гравюр. Так же из него вырезают и точат маленькие фигурные изделия, когда  нужно иметь четкие, определенные профили, как, например, для  шахмат.

Дуб не менее твердая порода. Когда-то он был гораздо более распространен в центральной России, чем сейчас. Как в старину, так и теперь, дуб, главным образом, идет на изготовления предметов обстановки, и на внутреннюю отделку помещений. Для мелкой резьбы он не годится ­– древесина его слишком тверда и имеет своеобразную структуру.

 Вообще у каждой лесной породы есть свои характерные особенности,  и они требуют своих методов, приемов и способов обработки. Опыт русских мастеров, накопленный долгими годами, и приобретенные ими навыки – всё это передавалось из поколения в поколения. И таким образом в разных отраслях обработки дерева появились искусные плотники, столяры и резчики. 

Русская деревянная резьба «вышла» из крестьянского хозяйства, постройки которой украшались разнообразной резьбой. Точно такие же постройки, со всеми их украшениями имел на первых порах и древнерусский город, который в хозяйстве и быте мало чем отличался от окружающих его деревень.

Постепенно этот город – возникал ли он из древнего племенного мольбища или из укрепленной варяжской фактории, а может из феодальной крепости-усадьбы ­­­­­– неизменно обрастал посадом и разными пригородами, где проживали торговцы и ремесленники. Население это по своему происхождению было довольно пестрым и постоянно пополнялось выселенцами из близлежащих деревень. Крестьяне переселялись на городскую окраину и здесь, на новом месте, становились городскими ремесленниками. После чего они не только мастерили для себя, но и работали  по заказу.

Заимствуя у деревни усвоенные ею отдельные формы, город их комбинировал и развивал. Почти одновременно возникали  монастыри, также являющиеся ремесленными центрами.

 Работа резчиков в городах и монастырях имела преимущество перед работой в деревне. Она давала мастеру возможность передать свои знания большему числу учеников, создав вокруг себя своего рода школу, которая впоследствии могла продолжить его дело.


Главная Корзина Мой счет Моя галерея Связаться с нами Помощь

© 2007-2011 Art-Holding.ru. Все права защищены

Система электронных платежей
SSL secure transactions
Rambler's Top100 ArtNow - продажа картин Продажа картин Белый каталог Арт сайтов Arts.In.UA