Главная » Статьи » Искусство резьбы по кости
Искусство резьбы по кости

Художественная обработка кости как таковой является древним видом декоративного искусства и, пожалуй, одним из самых интересных. В XXI веке он снова набирает силу, вызывая огромный интерес у коллекционеров и просто обеспеченных людей, желающих приобщиться к этому виду искусства.

История промысла

Кость – материал очень разный по структуре и техническим возможностям и поэтому крайне привлекательный. Многовековые традиции работы с ним позволили русским мастерам накопить бесценный опыт  и создать замечательные произведения косторезного искусства, в которых нашли выражение и величественная природа Русского Севера, и быт населяющих этот край людей, и национальные мотивы в создании орнамента.
В XVII веке многие зажиточные люди в Москве стремились приобрести для дома  моржовые клыки, как особый род ценностей, а изделия из них и из мамонтовой кости воспринимались как предметы роскоши. Возможно, именно с этого времени в устную традицию былин вошли описания убранства кораблей и домов, где присутствуют предметы из кости.
Особенностью русских костяных предметов была их функциональность. Большинство изделий имело практическое применение, и лишь незначительная часть служила исключительно для украшения быта. Шкатулки, ларчики, сундучки, подголовники, баулы повторяли формы привычных деревянных предметов, отличаясь от них размерами и материалом. Так, в Государственном Историческом музее хранится ларчик конца XVII века с плоской крышкой, вырезанный из дощечек мамонтовой кости. Два таких же ларца есть в Эрмитаже и Русском музее. Существование трёх похожих ларчиков, отличающихся в каких-то деталях, говорит не только о том, что они изготовлены примерно в одно и то же время, но и о создании изделий "на образец". Несомненно, такие ларцы представляли собой большую редкость в быту XVII века и были доступны очень узкому кругу людей.
Моржовая и мамонтовая кость – прекрасный материал для изготовления шахмат:  русские мастера вырезали их с XVII века. С глубокой древности эта индийская игра была очень популярна на Руси. Шахматы вытачивали на токарных станках или вырезали в виде фигурок. Токарные "абстрактные" шахматы отличались высотой, гравированным орнаментом и другими деталями.
Многие молодые мастера мечтали вырезать что-то необыкновенное, придумать невиданное, чтобы всех удивить своим умением. Сохранились сведения о том, как весной 1759 года два молодых резчика, два брата, хвастались в харчевне, что вырежут изображения царей – от Рюрика до Елизаветы – в виде Родословия в дар царице, ведь резьба портретов расценивалась как высшая степень мастерства. И через много лет им удалось выполнить задуманное.
Резчиков влекла в Москву и Петербург возможность заработать на  дорогих заказах. Мастера делали костяные резные вещи: шахматы, нарды, скульптуры, рукоятки к ножам, инкрустацию оружия, шкатулки, трости, смычки... Желающие могли приобрести готовые вещи или заказать себе изделие по образцам.
В последнюю  четверть XVIII века царствующие особы по примеру Петра I увлеклись токарной резьбой по кости, и тем самым ввели моду на костяные изделия. В собраниях Эрмитажа, Павловского музея-заповедника и других музеях сохранились косторезные работы императрицы Екатерины II и великой княгини Марии Федоровны.
В наше время древний промысел набирает силу, вызывая интерес в качестве подарков известным людям.

Материал

Бивни мамонта, слона, моржовый клык и зуб кашалота среди косторезов называются благородной костью и исстари применяются для резных работ. Благородная кость красива, прочна, хорошо обрабатывается и прекрасно полируется. По своей сути благородная кость представляет из себя обычный зуб, только большого размера. Благодаря слоистому строению на поверхности изделия появляется лёгкий текстурный рисунок, напоминающий сетчатый или волнообразный узор. Красивый белый цвет с желтовато-палевыми, голубоватыми и зеленоватыми оттенками придаёт кости необыкновенную теплоту и декоративность. Ископаемую мамонтовую кость добывали, да и сейчас добывают, в северных районах нашей страны, слоновую же привозили из-за границы. Благородная кость добывалась также в процессе охоты на моржей и кашалотов. Из-за трудности добычи материала мастера всегда испытывали его нехватку и постоянно вели поиски более дешёвой и доступной кости. Таким материалом оказались рога и так называемая цевка — трубчатая кость крупного рогатого скота. Используя природную цилиндрическую форму цевки, косторезы искусно вписывали в неё фигурки различных животных, а порой целые сценки по мотивам русских народных сказок и былин. Тому, кто захочет попробовать свои силы в резьбе по кости, рекомендуется цевка, как хорошо поддающийся обработке и вполне доступный материал.

Традиции

В России существует четыре наиболее известных косторезных промысла: в Архангельской области – сёла Холмогоры и Ломоносово, в Тюменской – город Тобольск, на Чукотке – посёлок Уэлен и в Республике Саха – город Якутск, а также старинная школа в Хотьково. Эти центры, прославившиеся своими мастерами и изделиями, прошли  долгий путь развития и стали своеобразными художественными школами, каждая из которых отличается неповторимым почерком. Они сочетают в себе традиционные приёмы обработки кости и индивидуальный почерк мастера-костореза, в котором отражается его творческое мышление.
Важным фактором в определении художественных достоинств произведения является мастерство его исполнения. Техничность резьбы или гравировки, профессионализм, с которым сделана гладкая, рельефная или сквозная ажурная резьба, определение соразмерности составляющих частей предмета, его функциональности в соединении с декоративной обработкой - всё это входит в общую оценку произведений декоративно-прикладного искусства. Резчик по кости должен быть не только мастером, владеющим инструментами своего ремесла, но и художником, скульптором, точно и правильно оценивающим материал, из которого создаётся оригинальное художественное произведение.

Холмогорская резьба

Холмогорская резьба по кости у знающего человека сразу вызывает в памяти слова - "дорог рыбий зуб, мудрёно вырезы повырезаны". Холмогорскую технику отличает ажурная воздушная резьба и утончённое мастерство владения материалом. Кость, обработанная мастерской рукой смотрится как драгоценность.
Основную часть ассортимента изделий холмогорских мастеров составляли различные ларцы, коробочки, шкатулки, лотки, ножи для разрезания бумаги, бокалы, вазы, курительные приборы, а также разнообразные женские украшения. В своей работе мастера применяли различные приёмы резьбы: рельефную, объёмную, сквозную, использовали гравировку с подцветкой. Холмогорские художники используют как местные традиции, так и широкие традиции русского искусства. Обладая ярким образным мышлением, они тонко чувствуют национальные мотивы, искусно выполняют изящные произведения, которые становятся прекрасной составляющей русского декоративно-прикладного искусства.

Тобольская школа

Тобольская художественная резьба по кости становится известной с начала XVIII века, когда появились в Тобольске первые  косторезные мастерские. В 1721 году сюда были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время Северной войны. В ссылке они занимались разными ремёслами, в том числе токарной резьбой по кости - точёные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы. В 1860-е годы ссыльные поляки занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны. В 1874 году открылась "Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С. И. Овешковой".
Основным отличием тобольской школы является миниатюрная объёмная скульптура. Определяющей композиционной схемой до сих пор остаётся принцип решения  скульптуры как единого блока. Фигуры отличаются обобщённой пластикой, выявляется фактура материала, поверхность которого оставляют гладкой, тщательно отшлифованной. Северная тема является традиционной для тобольской техники.

Уэленская и якутская резная кость

Уэлен – посёлок береговых чукчей и азиатских эскимосов, расположенный на северо-восточной оконечности Чукотского полуострова на узкой косе между океаном и обширной лагуной. Жители посёлка охотятся на моржей, тюленей, китов, занимались оленеводством. На протяжении веков чукчи и эскимосы вырезали из моржового клыка только те изделия, которыми пользовались сами. Но со второй половины XIX века, когда в Беринговом проливе появились "белые" китобои, местные жители начали изготавливать на обмен фигурки полярных животных и целые моржовые клыки с выгравированными сценами из жизни охотников и оленеводов.
В 1920-х годах уэленцы ввели преподавание косторезного дела в поселковой школе и создали первую на Чукотке косторезную мастерскую, объединившую резчиков и гравёров. Создателями мастерской стали местные жители Тегрынкеу и Вуквутагин. Первый выполнял организаторские функции, второй, как искусный резчик, взял на себя функции художественного руководителя. В мастерской работали, главным образом, те, кто в силу возраста или состояния здоровья уже не мог участвовать в морской охоте.
Отличием чукотской техники является небольшая по размерам анималистическая скульптура, которая раньше воспринималась чукчами как амулет или оберег, помогавший в удачной охоте и охранявший от свирепости дикого зверя и природной стихии. В отличие от северо-русской и японской резьбы по кости, для чукотской характерна малорасчленённость объёмов, графичность изображения, пластичность линий. Также чукотскую школу отличает традиция гравировки моржовых клыков, существовавшая у чукчей издревле и уходящая своими истоками в петроглифы и ритуальные рисунки. Постепенно сюжеты стали отображать повседневную жизнь: сцены охоты на морских животных, приезд гостей и т. д. Мастер-гравёр почти никогда не повторяет полюбившуюся композицию. Рисунки на клыке делаются мелкие, без предварительных набросков. Изображение на поверхности клыка создаётся процарапыванием так называемым "коготком" - острым стальным инструментом в виде крючка. Затем в углубления втирается чёрная краска и образуется тонкий линейный рисунок. Каждый гравированный клык – уникальное произведение.

Хотьковская резьба

Резьба по кости старинный русский народный художественный промысел, получивший своё развитие в городе Хотькове Сергиево-Посадского района Московской области.  Хотьковское ремесло основывается на традициях обработки кости и твёрдых пород дерева, существовавших ещё в XV-XVII веках в Троице-Сергиевом монастыре (инок Амвросий и школа троицких резчиков) и в XIX-XX веках в Сергиевом Посаде (династии мастеров Хрустачёвых, Цирюльниковых). Хотьковские резчики развили полученные в училище в Абрамцеве навыки, используя различные приёмы ажурной резьбы холмогорских резчиков. Со временем хотьковский промысел выработал свой близкий к натуре стиль.
В хотьковской технике популярен многослойный ажур, который придаёт многоплановость архитектурных композиций на крышках резных шкатулок. Пудреницы, кольца, броши, серьги украшаются растительным орнаментом. Близость к монастырскому духовному центру позволяет мастерам создавать наперсные кресты и панагии, резные иконы и пасхальные яйца. В последние годы создаются так называемые "экраны" - с задней рельефной стенкой и скульптурой на переднем плане.


Главная Корзина Мой счет Моя галерея Связаться с нами Помощь

© 2007-2011 Art-Holding.ru. Все права защищены

Система электронных платежей
SSL secure transactions
Rambler's Top100 ArtNow - продажа картин Продажа картин Белый каталог Арт сайтов Arts.In.UA