Главная » СМИ о нас » Ископаемые инвестиции
Ископаемые инвестиции

Журнал Д-штрих группы Эксперт Деньги приятно вкладывать в то, что можно подержать в руках, любоваться самому и показать другим — например, в изделия из бивня мамонта. Поскольку материал не восполняем, их стоимость с годами будет только расти.

Бивни мамонта как поделочный материал оценили еще первобытные люди. На их стоянках нередко находят изделия из бивня: украшения, предметы быта, наконечники стрел и копий. История изучения мамонтов в России началась в 1692 году после того, как купцы, ездившие в Китай, рассказали Петру I об останках «лохматых слонов», виденных ими в тундре. Царь, интересовавшийся всем необычным, велел собирать вещественные доказательства существования этих животных. Вскоре бивни мамонта начали доставляться в Москву и Петербург. Известно, что Петр I собственноручно занимался резьбой по кости. А при Екатерине II работа косторезов оплачивалась выше, чем работа ювелиров. В советские годы бивни мамонта тоже высоко ценились. Так, по словам генерального директора музея «Ледниковый период» Федора Шидловского, при Иосифе Сталине косторезов не забирали в армию. Изделия из бивня мамонта дарили видным членам партии и первым лицам других государств. В 1980−х годах материал вновь стал поставляться за рубеж, и его цена начала расти.
В отличие от других материалов, используемых косторезами, — рога лося, клыка моржа, кости кита, коровы, — бивень мамонта имеет более интересную структуру: на торцевом срезе можно увидеть характерный сетчатый рисунок. Кроме того, за тысячи лет под землей бивни приобрели разнообразные цветовые оттенки — от бледно-бежевого до синего, в зависимости от места залегания.
Схожую с бивнями мамонта структуру имеют бивни африканского слона. Однако в настоящее время введен запрет на добычу слоновой кости во всем мире. Такой шаг был предпринят для того, чтобы не допустить истребления слонов браконьерами.
Сейчас изделия из слоновой кости крайне редко попадаются на рынке, по большей части это антиквариат. Так, в 2007 году на аукционе Sotheby’s в Париже средневековый диптих из слонового бивня, изображающий Страсти Христовы, был продан за рекордную для подобных изделий из кости цену €4 млн.
Поскольку мамонты селились широко, их останки сейчас обнаруживают во многих странах мира, например в Канаде, США, Великобритании, Казахстане, на Украине. В России бивни мамонта находили во многих регионах, даже в Москве во время строительства храма Христа Спасителя. При этом в умеренном климате чаще всего попадаются экземпляры, не пригодные для художественной обработки. Лучшими косторезы считают бивни, найденные в Якутии и на Чукотке (летом, во время оттаивания льдов), так как в вечной мерзлоте они лучше сохраняются. «Однако этот материал требует очень долгой сушки и подготовительной обработки, которая может занять несколько лет», — говорит заместитель генерального директора компании «Арт-холдинг» Сергей Сильченко.
Ежегодно в Якутии и на Чукотке добывается 60–65 тонн бивней. Именно там нередко находят целые бивни, длина наиболее крупных из них превышает четыре метра, а вес составляет более 100 кг. Какое количество «зубов» мамонта хранит еще в себе земля, оценить трудно. По разным данным, цифра колеблется от 500 тыс. до 5 млн тонн. Нужно отметить, что бивни мамонта зачастую встречаются в безлюдных местах, например на островах, добраться до которых, а потом транспортировать оттуда груз проблематично, учитывая особенности местного климата. Кстати, цена транспортировки может составлять, по разной информации, от 20 до 50% стоимости материала. Навигация ограничена по времени, автомобильных и железных дорог нет, затраты на авиатранспорт высоки.
Поскольку доступного и подходящего для обработки материала становится все меньше и меньше, его цена стремительно повышается. «С 1996 года стоимость бивня мамонта выросла более чем в десять раз. Сейчас цена 1 кг материала составляет $500–600. Стоимость крупных и парных бивней может достигать около $1 тыс.», — говорит Федор Шидловский, добавляя, что предпосылок для снижения цен нет. «Некоторые серьезные климатологи полагают, что нашу планету в ближайшее время ожидает циклическое похолодание, а не потепление. Это уже чувствуется: прошлая зима на Севере была более суровая, а нынешнее лето более прохладное. Наступление похолодания означает, что оттаивание мерзлоты будет уменьшаться, следовательно, сократится количество обнажаемых бивней. То есть они могут попасть в разряд дефицитных материалов», — объясняет Федор Шидловский.

От сувениров до эксклюзива

Цены на работы из бивня мамонта имеют широкий диапазон — от $100–150 до нескольких сотен тысяч и даже миллионов. Так, в выставочном зале музея «Ледниковый период» можно увидеть трон из бивня, стоимость которого оценивается в $6 млн. Над его созданием семь с половиной лет трудились пять мастеров, было израсходовано 400 кг материала. Говорят, что трон приглянулся Иосифу Кобзону, однако певец никак не рассчитывал на такую цену: он предложил «всего» $500 тыс., и ему отказали. Так что трон продолжает ждать своего владельца.
Наиболее бюджетные по цене изделия — это брелки, подвески, небольшие статуэтки, так как на их изготовление не требуется много материала и времени. Такие работы пользуются большой популярностью у туристов, посещающих Север России. Однако, как замечают профессионалы, если вы покупаете произведения из бивня мамонта в расчете на дальнейший рост их цены, то стоит обратить внимание на что-то более серьезное. «Сувенирка есть сувенирка. Мастера, изготавливающие сувенирную продукцию, рассчитывают на получение быстрой прибыли, поэтому не стремятся создавать высокохудожественные произведения», — объясняет Федор Шидловский. «Дешевые и дорогие работы отличаются друг от друга очень сильно. Например, нож за $300 делается максимум три дня, а нож за $3 тыс. делается минимум три месяца, — добавляет художник-скульптор Николай Логвинов. — Первых я нарежу десяток за неделю, а после второго буду лежать отдыхать эту неделю. Можно сидеть корпеть пять-шесть месяцев над одной работой, которая будет стоить €20–30 тыс., или за этот срок нарезать ширпотреба на €100 тыс. Но когда у меня получается технически сложная и красивая вещь, появляется чувство удовлетворения, что это я сделал, что это оценят и никто повторить не сможет». По словам Сергея Сильченко, на выставках люди обычно не видят разницы между дешевыми и дорогими работами, но тянутся именно к изделиям, которые отличают скрупулезность исполнения, насыщенность деталями, в которых чувствуется душевный настрой художника.
Итак, на что стоит обратить внимание при выборе дорогой работы? Одним из важных показателей является проработанность изделия, то есть насколько искусно автор сумел выполнить мелкие детали, например листья деревьев, шерсть животных и т. д. Также стоит поинтересоваться, выполнено ли произведение из единого куска, либо автор склеил его из мелких кусочков. Первое будет цениться выше за счет большей стоимости материала. Кроме того, работа над таким произведением более трудоемкая: на его изготовление может уйти несколько месяцев, а то и лет. «Свои работы я всегда делаю из единого куска. Беру кусок бивня, изучаю его, недели две придумываю сюжет. Потом в голове начинаю этот сюжет встраивать в имеющийся кусок материала с учетом трещин и сколов. И только после того, как я представлю готовую работу, я начинаю резать, пилить, сверлить. Кстати, как правило, две недели уходит только на обрубовку бивня, когда создается грубая модель будущей работы. Если бы я хотел облегчить себе работу, то делал бы компонованные вещи, склеенные из кусков. Это занимало бы вчетверо меньше времени, было бы легче и стоило бы дешевле, соответственно, продавалось бы быстрее. Но это неинтересно, это ширпотреб, конвейер, так китайцы в Гонконге делают. В таких изделиях нет души», — говорит Николай Логвинов.
Удорожает изделие и использование драгоценных металлов, камней, редких сортов дерева. Важной ценовой составляющей является имя автора. В настоящее время есть целый ряд зарекомендовавших себя художников. Помимо Николая Логвинова это Олег Лохов, Николай Буторин, Геннадий Осипов, Владимир Баландин, Николай Зачиняев, Валерия Мокеева, Сергей Воронов и другие. Произведения этих мастеров уникальны. «Например, в произведениях питерской художницы Валерии Мокеевой и ее учеников интересно сочетаются бивень и бронза. Художник Владимир Баландин использует органичное соединение бивня с карельской березой. Московский скульптор Николай Логвинов создает высокохудожественные произведения из бивня мамонта и натурального янтаря. Эту технику пока никто не смог повторить», — рассказывает Сергей Сильченко.
«К сожалению, век косторезов не велик: примерно к 30–33 годам они достигают мастерства, а уже в 40 лет многих их них начинают подводить глаза», — сетует Федор Шидловский. Таким образом, количество работ выдающихся мастеров, учитывая большие затраты времени на изготовление одного произведения, ограничено, что в дальнейшем будет способствовать росту стоимости. Кроме того, даже если автор решит сделать копию собственной работы, то у него все равно получится самостоятельное произведение. Так что каждое изделие из бивня мамонта уникально.
Как правило, авторы не сотрудничают напрямую с покупателями, у них просто нет времени, чтобы заниматься продажами своих работ. Приобрести изделия можно в художественных галереях, интернет-магазинах, на выставках. Кроме того, можно попросить изготовить произведение на заказ. «Когда клиент заказывает у нас работу из бивня мамонта, мы сначала готовим графический эскиз, затем делаем модель из пластилина, потом из дерева и только после этого беремся за кость», — рассказывает Федор Шидловский. Правда, при заказе изделия (особенно если вы хотите работу определенного автора) придется постоять в очереди. Например, Федор Шидловский признается, что у его компании заказов на два с половиной года вперед.
Выбирая изделие, стоит также довериться собственному вкусу и предпочтениям. Так, охотники часто выбирают статуэтки со сценой охоты, рыбаки — рыб. Кроме того, различают несколько приемов резьбы по кости — ажурную, рельефную, объемную и гравировку, каждый из них обладает собственным неповторимым духом.

Охотники на мамонтов

Работы из бивня мамонта пользуются большой популярностью не только в России, но и за рубежом. Однако если до 2005 года основными покупателями были иностранцы, то сейчас стремительно растет спрос внутри страны. «Востребованность изделий из бивня мамонта является чем-то вроде индикатора состояния экономики страны. Как только человек понимает, что может себя прокормить, одеть и купить все необходимое, у него растет тяга к прекрасному, он начинает приобретать произведения искусства», — говорит Федор Шидловский.
Большинство покупателей эксклюзивных работ предпочитают оставаться инкогнито и действуют через своих агентов. Это топ-менеджеры банков, нефтяных, металлургических и других крупных компаний. Так, один из участников рынка рассказал, что коллекцию произведений из бивня мамонта имеет владелец «Металлоинвеста» Алишер Усманов и глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Кроме того, по словам Федора Шидловского, наметилась еще одна положительная тенденция. Если раньше изделия из бивня мамонта кто-то покупал, чтобы преподнести их в качестве VIP-подарков, то сейчас люди стали больше приобретать для себя. «Первые покупают обычно в спешке, они не разборчивы, им главное — уложиться в определенную сумму, вторые же — более требовательны, для них цена не главное. Именно такие клиенты нам более дороги, так как они действительно ценят наше искусство», — говорит Федор Шидловский.

Проблемы и риски

Как и любой вид инвестиций, покупка изделий из бивня мамонта несет в себе ряд рисков. Такие работы довольно капризны. Если их неправильно хранить, на них могут появиться трещины. «Бивень боится двух вещей: высокой температуры и влаги. Если статуэтка будет стоять на окне, на камине или рядом с бассейном, со временем она будет испорчена», — говорит Сергей Сильченко. Чтобы сохранить произведение, его нужно держать в помещении с умеренной температурой и влажностью или в витрине.
Стоит также опасаться подделок. За бивень мамонта мошенники могут вам выдавать другую кость, например рог лося. Однако в отличие от бивня рог имеет пористую структуру. «Легче всего перепутать бивень мамонта с бивнем слона: на поперечном срезе того и другого есть сетка. Однако у кости слона линии пересекаются под тупым углом, а у кости мамонта — под острым. Кроме того, бивень мамонта имеет более фактурную корку», — говорит менеджер компании «Норд-комплекс» Антон Посещенный. У пластмассы и костной муки, с которыми также можно спутать бивень мамонта, такой структуры нет. Нужно отметить, что многие магазины, имеющие постоянных состоятельных клиентов и дорожащие своей репутацией, дают гарантию качества изделия.
Запутать покупателя может и ценообразование на произведения из бивня мамонта. «В некоторых магазинах и галереях довольно сложно узнать цены на изделия из бивня. Ценообразование не подчинено никаким законам. Некоторые продавцы прекрасно понимают, что такой товар во многом уникален, а материал редкий. И перед тем как назвать цену, продавец изучает покупателя, оценивает его покупательскую способность. Не надо спешить с покупкой художественных произведений из бивня мамонта у первого же продавца. В первую очередь нужно обратить внимание на наличие цены, узнать у продавца имя автора работы, технику исполнения. Можно посмотреть на похожие изделия у других продавцов, сравнить их. В целом этот рынок в России еще не сложился, поэтому на похожие изделия у разных продавцов цены могут отличаться на порядок», — предупреждает Сергей Сильченко.
Еще одна проблема, с которой может столкнуться инвестор или коллекционер, — это поиск покупателя при желании продать произведение. «Ценителей изделий из бивня мамонта пока очень мало, рынок довольно узкий. Чтобы перепродать произведение в частную коллекцию, придется немало потрудиться», — замечает Антон Посещенный. По его мнению, покупка изделий из бивня, скорее, долгосрочная инвестиция — для тех, кто готов ждать формирования более широкого рынка. Впрочем, отмечает Федор Шидловский, если произведение действительно высокохудожественное и сделано известным мастером, покупатели найдутся всегда.
Нынешняя нераскрученность изделий из бивня мамонта лишь увеличивает привлекательность финансовых вложений. Известно ведь, что наибольшую выгоду от инвестиций получает тот, кто первым улавливает новый тренд.

Журнал Д-штрих группы Эксперт Журнал Д-штрих группы Эксперт

Журнал Д-штрих группы Эксперт Журнал Д-штрих группы Эксперт

Фотографии предоставлены компанией “Арт-холдинг”
Екатерина Михайлова, корреспондент «D`»


Главная Корзина Мой счет Моя галерея Связаться с нами Помощь

© 2007-2011 Art-Holding.ru. Все права защищены

Система электронных платежей
SSL secure transactions
Rambler's Top100 ArtNow - продажа картин Продажа картин Белый каталог Арт сайтов Arts.In.UA